В нашу страну уже давно проникали мультипликационные фильмы изЯпонии. Я, например, в свое время засматривался «Кораблем-Призраком» и«Гонщиком Спиди», просиживая штаны в темном зале «видеосалона», какгордо именовался подвальчик со старым видеомагнитофоном, которыйнещадно скрипел и время от времени «зажевывал» очередную кассету. Ноэто того стоило – вы не поверите, простому советскому ребенку,привыкшему, что основные герои мультфильмов – это говорящие животные извери, там показывали такое… Как сейчас бы сказали, «экшн» – гонки,взрывы. Тот же фильм, но нарисованный, а значит – для детей.
Парадокс в том, что даже сейчас многие считают –«нарисованный – значит для детей». И именно поэтому большинство людейотносится к этому как к чему-то несерьезному и смотрят на увлечениеяпонской анимацией, как на ребячество. И подобное убеждение глубокоукоренилось в сознании, так что довольно сложно переубедить людей вобратном. Так что, давайте постулирую идею статьи в самом начале:
«Аниме – это не мультики!».
А теперь можно и начать копать глубже.
Начать хотелось бы… с различия в психологии. Данная частьпосвящена исключительно моим домыслам и никоим образом не являетсяистиной в последней инстанции. Мы, европейцы, мыслим абстракциям. Нас ссамого рождения учат буквам, и эти буквы складываются в слова, которыезатем благодаря нашему мозгу превращаются в понятия о реальном мире.Японцы же с детства привыкли мыслить образами – иероглиф – это жеготовый образ, в отличие от абстрактного набора символов. И еще однуроль в распространении манги, а затем и аниме сыграл иероглиф – ужочень сложная и не однозначная получилась письменность – столькоиероглифов запоминать, не каждый гений сможет. Куда проще, создатьпобольше иллюстраций и поменьше иероглифов. Так что в подобныхусловиях, не удивительно, что по производству анимации и комиксовЯпония является ведущей державой.
Прообразы комиксов появились в X веке – неплохой долгожитель, не правдали? И богатая история порождает не менее богатое настоящее, сейчасманга (японские комиксы) и аниме (собственно анимация) являются дляяпонцев столь же привычной вещью, как для нас газеты и художественныефильмы. Об этом говорит хотя бы тот факт, что объем выпускаемой манги –четверть всего объема выпускаемой печатной продукции. А многие сериалыи фильмы строятся на канонах аниме, а уж актеры, которые озвучиваютаниме (их называют сэйю), – популярнее, чем актеры, играющие в этиххудожественных фильмов.
Вы можете себе представить, что для каждого, яподчеркиваю, для каждого возраста и пола есть свое аниме? Точнее,отдельный его жанр, со всеми его характерными признаками и традициями.Вообще, аниме условно делится на следующие группы (можете записать):
По возрасту и полу зрителей: Кодомо – ребенок. Сёнэн – юноша (с 12 до 18 лет). Сёдзё – девушка (с 12 до 18 лет). Сэйнэн – молодой мужчина. Дзё – молодая женщина.
По повествованию: комедия, трагедия, драма – тут, в общем-то, все стандартно.
По антуражу происходящих событий, технологий и главным героямсуществует огромное количество групп, вот лишь некоторые из них: Меха(аниме о тех самых гигантских человекоподобных роботах), Сэнтай (анимео небольшой постоянной команде, которая в течение всего сериала илиодного фильма добивается какой-то цели), Махо-сёдзё(девочки-волшебницы, аниме о девочках, наделенных какими либоспособностями), Спокон (рассказы о спортсменах, и их пути к успеху).Список можно продолжать бесконечно, сюда попадут и боевики, идетективы, и постапокалиптика и киберпанк. В общем, неплохой такойнаборчик для «мультиков для детей».
Также всем любителям говорить «все это для детей» – еще одно деление. Этти и Хентай. Этти – это мягкая эротика, с намеками на сексуальныеотношения, но без подробных сцен. Как несложно догадаться Хентай – сподробными сценами. В общем – исключительно недетские мультфильмы